Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

ИГРОВЫЕ ПРАКТИКИ

Свободные игровые практики детской деятельности

Игры, направленные на развитие мышления и речи

В эти годы речевая активность ребенка значительно усиливается. Дети выражают мысли уже не только простыми, но и сложными предложениями. Родители должны помочь ребенку обогатить словарный запас и развить связную речь.

 

«Третий лишний»

В этой игре ребенок учится классифицировать предметы по признакам, заданным в условии. Например: взрослый говорит 3 слова – сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти слова и определить, что все они относятся к живой природе, однако сова и ворона – птицы, а лиса – нет. Следовательно, слово «лиса» здесь лишнее.

«Вопрос – ответ»

Чтобы ребенок усваивал различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), выполняйте с ним упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах.

Задавайте ребенку вопросы, предлагая голосом выделить нужное слово.

  • Ты куда завтра идешь?
  • Я завтра иду в зоопарк.
  • Ты когда идешь в зоопарк?
  • Я завтра иду в зоопарк.
  • Кто завтра идет в зоопарк?
  • Я завтра иду в зоопарк.
  • Ты завтра едешь в зоопарк?
  • Нет, я завтра иду в зоопарк пешком.

«Говорим правильно»

Очень часто дети допускают ошибки в произношении множественного числа и падежей существительных. Чтобы научить ребенка ориентироваться в произношении, поиграйте с ним в следующую игру. Например, взрослый называет предмет кухонной утвари, ребенок – этот же предмет, но в уменьшительном значении; взрослый – множественное число предметов в уменьшительном значении и название предмета, ребенок добавляет слово

«много» (тем самым изменяя падеж существительного). Игра сначала проводится в умеренном темпе, затем он постепенно наращивается. Пример: ложка – ложечка, ложка – много ложек, ложечки – много ложечек. Тарелка –

 

тарелочка, тарелка – много тарелок, тарелочка – много тарелочек. Играть можно и с другими существительными (фруктами, животными и т. д.).

«Последовательность»

Игра учит выделять начало и конец действия и правильно называть их, также развивает мышление. Раздайте детям по 2 картинки, изображающие 2 последовательных действия (мальчик спит и чистит зубы; девочка обедает и моет посуду; мама чистит картошку и готовит суп и т. д.). Ребенок должен сначала назвать действия персонажей, затем составить короткий рассказ, в котором должны четко прослеживаться начало и конец действия.

«Кто больше?»

Необходимо подобрать глаголы, обозначающие действия. Задайте вопросы ребенку: «Что можно делать с цветами?» (Рвать, сажать, поливать, смотреть,       любоваться,       дарить,       нюхать,       ставить       в       вазу.)

«Что             делает     мама?»      (Моет     посуду,      ходит     на                     работу,    готовит     обед.)

«Что            делает самолет?»        (Летит,     гудит,     поднимается, взлетает,     садится.)

«Что можно делать с куклой?» (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.) За каждый правильный ответ ребенку дается флажок.

«Профессии»

Для этой игры надо подобрать картинки с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Начните задавать вопросы ребенку:

«Кто пашет, сеет, хлеб убирает?» (Хлебороб.)

«А кто хлеб выпекает?» (Пекарь.)

«Кто лекарства отпускает?» (Аптекарь.)

«Кто одежду шьет нам на стужу и зной?» (Портной.)

«Кто ее продает, наконец?» (Продавец.)

«К нам приходит с письмом

Прямо в дом. Кто же он?» (Почтальон.)

Служит дорогой Отчизне Старший брат,

Охраняет наши жизни. Он… (Солдат.)

 

«Исправь ошибку»

 

Игра развивает мышление, также учит видеть несоответствие изображенных на рисунке объектов реальности.

Нарисуйте сами или покажите картинку и предложите ребенку найти неточности:

  • зайчик красного цвета грызет конфету;
  • медвежонок с ушами слона;
  • сорока синяя с хвостом, как у павлина, и т. д. Затем попросите ребенка исправить ошибки.

 

«Как можно узнать?»

Игра направлена на развитие мышления. Возраст – 5 лет.

Задайте ребенку вопросы следующего содержания:

«Как можно узнать, тепло на улице или нет?» (Посмотреть на градусник за окном.)

«Сварились макароны или нет?» (Проткнуть вилкой или попробовать.)

«Высохло ли платье?» (Потрогать.)

«Сладкий ли кофе?» (Попробовать.)

«Пишет ручка или нет?» («Попробовать писать.)

«Крепко ли завязана веревка?» (Потянуть.)

«Есть ли вода в стакане?» (Посмотреть.)

«Есть ли игрушки в закрытой коробке?» (Потрясти.)

«Есть ли кто дома?» (Позвонить в дверь или по телефону.)

«Работает ли пылесос?» (Включить.)

«Одинаковой ли длины нарисованы полоски?» (Измерить линейкой.)

«Интересная ли книжка?» (Прочитать.)

«Мягкий ли батон?» (Пощупать.)

«Любит ли кошка кашу?» (Попробовать накормить) и т. д.

«Нужно – не нужно»

Вам понадобятся картинки с изображением фруктов и овощей. Взрослый говорит: «Я хочу засадить овощами огород. Перец нужен?» Дети отвечают: «Нужен». Перечисляя овощные растения, ведущий называет и фруктовые, игроки говорят, что они не нужны. «Засадив» огород, дети продолжают игру – начинают «засаживать» сад. Ведущий, показывая картинки с фруктами и ягодами, спрашивает у детей их названия. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

«Бывает или нет?»

 

Взрослый говорит: «Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

Взрослый: «Выпал снег, и выросли грибы». Дети: «Так не бывает».

Взрослый: «А почему? Когда идет снег? А в какое время года растут грибы?» В дальнейшем можно использовать «путаницы»:

  • мальчик поехал на коньках собирать яблоки в саду;
  • в саду цветут розы, а дворник заметает желтые листья;
  • падают желтые листья, дети готовятся к Новому году;
  • выпал снег, трава стала зеленой, птицы прилетели;
  • мальчик был в лесу и видел в норе тигра.

«Назови одним словом»

Взрослый: «Я буду описывать что-то, а ты назови то, о чем я рассказываю, одним словом:

  • прибор, с помощью которого можно разговаривать на расстоянии;
  • большая ложка, с помощью которой наливают суп;
  • вечерняя еда;
  • человек, который ловит зверей в лесу, и т. д.

Ребенок называет слова. Потом играющие меняются ролями. Эта задача будет совсем непростой для ребенка, помогите ему составить нужное описание или, если он затрудняется ответить, скажите отгадку.

 

Затем можно поменять правила игры. Назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.

  • чашка для чая? (чайная);
  • машина для стирки белья? (стиральная);
  • щетка для чистки зубов? (зубная);
  • котлета из мяса? (мясная), из моркови? (морковная);
  • лапа кошки (кошачья) и т. д.

 

«Часть – целое»

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:

 

винт – вертолет, самолет; колесо – автомобиль; руль – велосипед;

парус – лодка; вагон – поезд; крыша – дом; стрелка – часы; кнопка – звонок; страница – книга; подоконник – окно; каблук – ботинок; козырек – фуражка;

клавиатура – компьютер; дверь – комната; стержень – ручка;

ветка – дерево; лепесток – цветок; шишка – елка; семена – растения; хвост – зверь; чешуя – рыба; крылья – птица; панцирь – черепаха; грива – лев.

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

дом – крыша, дверь; корабль – штурвал, якорь; велосипед – педали, колесо; журнал – страницы, буквы; компьютер – мышка, клавиатура; часы – стрелки, цифры; авторучка – колпачок, стержень;

пальто – воротник, рукава, пуговицы; холодильник – лед, продукты; чайник – крышка, носик;

удочка – поплавок, крючок;

цветок – лепестки, тычинки, пыльца;

 

дерево – ветки, кора, листья; гриб – шляпка, ножка;

жук – лапки, усики, крылья; бабочка – крылья, хоботок; лиса – хвост, лапы;

яблоко – кожица, семечки;

кочан капусты – листья, кочерыжка.

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.

«Измени слова»

Объясните ребенку правило игры: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким, например: дом – домик, стул – стульчик,            лиса              –             лисичка,               замок                                        –                    замочек. Далее ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы.

Можно делать наоборот. Вы называете слово с уменьшительным суффиксом,        а         ребенок         произносит         слово         без         него. В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа. Не «заяц – зайчонок», а «заяц – зайчик», не «корова – теленок», а «корова – коровка».Эту игру можно проводить и с «увеличивающими» суффиксами: Дом – домище, волк – волчище и т. д.

 

«Придумай слова»

Игра направлена на расширение объема внимания, развитие мышления и речи. На листе бумаги напишите следующие слоги: «на», «ра», «ша», «ба»,

«са», «ма», «ка», «па», «ла», «ки». Затем попросите детей придумать слова из этих слогов.

 

«Вспомнить все!»

Для игры вам понадобится палочка. Игроки становятся в круг, ведущий

  • в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, необходимо договорится заранее: «О чем будем рассказывать?» – «О птицах».

 

Ведущий предлагает сначала вспомнить названия птиц и дает палочку одному из ребят; тот называет птицу (скворец) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом, дети вспоминают названия птиц и развивают речь.

Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужное, ведущий говорит: «Стоп! Палочка, остановись!», и этот игрок выходит из круга.

 

«Сложи картинку»

Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагон, гриб, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Также необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники, трапеции. Покажите ребенку 1 картинку, рассмотрите, из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из них по образцу.

«Кому что?»

Взрослый называет профессию человека или животное, а ребенок в ответ говорит, какой предмет ему может понадобиться. Например: парикмахер – ножницы, расческа;

почтальон – сумка;

учитель – указка, учебники; продавец – весы, касса; строитель – молоток, гвозди; пчела – пыльца, нектар;

птица – веточки, пух (для гнезда) и т. д.

«Продолжи сказку»

Быстро научить ребенка описывать ситуацию вам поможет так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя отдельные слова или предложения целиком. Для начала потренируйтесь с малышом на знакомых ему коротких сказках с простыми сюжетами.

Пример: «Посадил дед….» – «Репку»; «Выросла репка…» – «Большая- пребольшая». Ребенку наверняка понравится такой игровой вид пересказа. Когда этот метод будет освоен, переходите к более сложному – вопросному

 

методу. Задавайте малышу наводящие вопросы, ответами на которые будут служить не только слова и словосочетания, но и простые предложения. Пример: «Кого выстругал папа Карло?» – «Буратино». – «Что сделал Буратино, когда остался дома один?» – «Он проткнул носом холст» и т. д.

«Что каким бывает?»

В возрасте 4–5 лет дети начинают сравнивать предметы и явления, обобщать их в группы, понимать значение абстрактных понятий «высота»,

«длина». Поиграйте с ребенком в игру, где ему нужно будет сравнивать или находить отличия в размере предметов, цвете, классифицировать их по определенным признакам.

Например, спросите: «Что может быть длинным?» Ребенок ответит вам: «Дорога, река, палка, лента». На вопрос о том, что бывает зеленым, малыш      отвечает:       «Трава,       лист,       воздушный       шарик». Задавайте вопросы не только о размере и цвете предметов, но и форме. Спрашивайте: «Что шире – река или море? Кто выше – собака или человек?» и т. д.

 

«Найди сюрприз»

Вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Затем повторите с ребенком, не забыл ли он что-нибудь. «Окно есть? А дверь? А шкаф? Какой фигурой мы изобразим стол?» Обязательно разъясните ему, что это вид комнаты сверху. После чего возьмите игрушку или какое-нибудь лакомство и спрячьте «сюрприз» в любом месте комнаты. А на плане поставьте яркий крестик и предложите ребенку найти сюрприз. Вначале ищите сюрприз вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко, усложните ее.

«Твои вещи в порядке?»

Один игрок выходит в центр круга. Все должны внимательно рассмотреть его одежду и ответить на вопрос ведущего: «Хорошо ли живется юбочке Кати?» Дети отвечают: «Хорошо. Она отглаженная и чистая». Обсудить можно не только одежду ребенка, но и прическу, обувь. Все это поможет выяснить, как лучше ухаживать за одеждой, обувью, чтобы выглядеть аккуратным, также игра развивает речь.

«Противоположности»

 

В этой словесной игре ребенку предлагается подбирать антонимы к словам. Само понятие «антоним» в этом возрасте детям вряд ли будет понятным, поэтому объяснить задание лучше на конкретном примере, либо сказать ребенку, что вы назовете слово, а ему нужно придумать слово наоборот.

Пары составляйте не только из существительных, но и прилагательных, и глаголов. Для игры можете приготовить картинки, где изображены предметы и явления, описывающие словесные пары. Например, покажите картинку с зимним пейзажем:

  • Какое это время года?
  • Зима.
  • Зима какая?
  • Холодная.
  • А на этой картинке какое время года?
  • Лето.
  • А лето какое?
  • Жаркое.

 

«Пропавшие слова»

Объясните ребенку, что сейчас вы прочитаете ему (либо предложите прочитать самому) стихотворение, слова в котором пропали. А потом прочитайте или напишите ребенку эти пропавшие слова, попросите его восстановить стихотворение. Пропавшие слова: август, аппетит, астры, апельсины.

… выпал жаркий-жаркий! Ах, как душно в зоопарке!

… пропал у пони,

… вянут на газоне,

А мартышка не страдает —

… уплетает!

 

«Чистоговорки»

Нередко в возрасте 4–5 лет у детей наблюдаются проблемы с произношением некоторых звуков. Для тренировки в домашних условиях используйте чистоговорки, они не только развивают правильное произношение звуков, но и помогают весело провести время вам и вашему ребенку.

 

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Же-же-же – дождь давно прошел уже. Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул. Оль-оль-оль – завтра купим соль. Ре-ре-ре – подметаем во дворе.

Ра-ра-ра – детям спать пора.

Ор-ор-ор – у нас огромный двор!

Арь-арь-арь – на столбе висит фонарь. Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Ос-ос-ос – на поляне много ос.

Усь-усь-усь – на лужайке ходит гусь. Та-та-та – у нас дома чистота.

То-то-то – будем мы играть в лото. Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. Оч-оч-оч – наступает ночь.

Аш-аш-аш – у Марины карандаш. Ша-ша-ша – мама моет малыша. Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы наденем желтый плащ.

«Охотник»

Игру проводят во время прогулки. На небольшом расстоянии от игроков проведите черту. Это – «лес». «Охотник» выбирается среди играющих. Стоя на месте, он произносит следующие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на…». Он делает шаг вперед и говорит: «Лису». Делая второй шаг, произносит: «Оленя». И так при каждом шаге «охотник» называет какого- нибудь зверя.

Победителем считается тот, кто дошел до «леса», называя при каждом шаге нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается «домой», а на

«охоту» отправляется следующий игрок.

«Давай придумывать»

С помощью этой игры развивается абстрактное мышление и речь. Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр и т. д.) и карточки с изображением разных предметов определенной формы – зеркало, карандаш, яйцо, яблоко. Изображения на картинках должны быть похожи на предметы. Например:

 

карандаш, удочка, иголка, нож, по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток – на трубу.

Игра проводится следующим образом: посадите детей за стол, положите перед каждым набор предметов. Сядьте напротив них с карточками с изображением предметов. Показывайте карточки по одной и спрашивайте:

«У кого предмет похож на такой карандаш?» Ребенок, у которого в наборе есть палочка, отвечает: «У меня!» и получает карточку с изображением карандаша и т. д.

 

«Найди первый звук»

Игра направлена на развитие речи, учит четко выделять в слове первый звук. Возраст – 5 лет. Для этой игры нужны разные игрушки, но среди них обязательно должны быть машина, слон и собака. Предложите ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака и т. д.).

«Кто потерялся?»

Игра развивает у детей желание узнавать, что означает новое слово, учит замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения. Дети учатся различать и подбирать слова, близкие                      и                                            противоположные                                            по                  смыслу. Задайте детям вопросы: «Кто скачет по лесной тропинке?» (Заяц.) «Как назвать его ласково?» (Зайчонок, зайчик, заинька.) «Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему?» (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) «Скажите, какой сейчас зайчик?» (Грустный, печальный, огорченный.)

Затем предложите детям закончить предложения. «Если зайчик потерялся…» (мы поможем ему найти свой дом).

«Если зайчик уколол лапку, мы…» (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим зайчика). Таким образом, дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирать не только действия к предмету, но и предметы к тому или иному действию.

Игры на развитие внимания и памяти

«Радуга»

Дети садятся в круг, держа перед собой руки, сложенные лодочкой. Один ребенок ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей

 

небольшие    цветные    предметы    тех    же    цветов,    что    и    радуга. После     того     как     водящий     обошел     всех     детей,     он     говорит:

«Радуга, появись! Радуга, покажись!» Дети, у кого в ладошках есть цветные предметы, встают в ряд по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга. Первый из детей показывает свой предмет

  • желтый и спрашивает: «У кого есть такой же?» Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть желтыми: цветы, предметы, овощи, солнце и т. д. Названия не должны повторяться. Те дети, которые в течение нескольких секунд не смогли назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре.

 

«Второе слово»

Игра способствует развитию переключения внимания и сосредоточенности. Предложите ребенку поочередно назвать 2 неодушевленных и 2 одушевленных слова. Например: воздух – вода; цыпленок – утенок и т. д.

Затем предложите другие варианты, например:

  • назвать 1 слово неодушевленное, 2 одушевленных;
  • назвать 2 слова – предмет посуды, 2 – насекомые, 3 – цветы;
  • назвать 2 числа и 2 геометрические фигуры.

Варианты игры подбирайте в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

 

«Два числа»

Игра направлена на развитие способности концентрировать внимание и сосредоточиваться. Предложите ребенку карточку размером 30 х 20 см, по всей поверхности которой наклеены числа от 1 до 20, из них 2 числа должны быть одинаковыми. Малышу необходимо их найти и закрыть фишками.

«Покажи ответ»

Игра на развитие целенаправленного слухового внимания, умения слышать и быстро реагировать. Подготовьте 16 любых тематических картинок. Затем по 1 покажите ребенку. Ребенок должен сказать, что на них изображено. После чего все картинки выкладывают на столе или на коврике так, чтобы они не касались друг друга. Малыш стоит возле стола или сидит на коврике, вы объясняете правила игры: «Я назову картинку. Когда ты ее

 

увидишь, ничего не говори, а молча поставь пальчик на эту картинку». За правильный ответ вознаградите малыша.

«Я – строитель»

Возраст – 4,5–5 лет. Игра направлена на развитие не только внимания, но и воображения, которое важно для формирования полноценной личности. Как правило, дети быстро теряют интерес к кубикам. Можно вновь заинтересовать ребенка конструированием. Сначала расскажите малышу, кто такие архитекторы. Затем сделайте вместе с ребенком несколько чертежей построек с помощью деталей конструктора (на бумаге обведите их по контуру). Когда чертежи будут готовы, предложите ребенку сделать постройку по чертежу.

 

«Розыск»

Дети садятся полукругом. Ведущий смотрит на них и запоминает характерные детали одежды. Затем, отвернувшись от игроков,  объявляет:

  • Внимание! Внимание! Потерялась девочка с синим бантом, в белой кофточке и синих штанишках, Пусть она подойдет к милиционеру (один из игроков). Дети слушают, смотрят друг на друга. Девочка, которую разыскивают, встает, подходит к «милиционеру», называет свое имя, фамилию, домашний адрес. Игра направлена не только на развитие памяти, но и речи.

 

«Послушай и выполни»

Игра на воспитание выдержки, силы, воли, способности быстро переключать внимание. Детей разделите на 3 команды. Пусть они под музыку выполняют различные танцевальные движения. После первой первой остановки музыки дети выполняют первую команду, после второй остановки

  • вторую и т. д.

Команда 1 – повернуть голову налево, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх.

Команда 2 – поднять левую руку вверх, поднять правую руку вверх, опустить обе руки.

Команда 3 – поднять правую ногу, опустить, поднять левую, опустить,

3            раза     подпрыгнуть       на    правой      ноге.     Все     команды              выполняются                  при выключенной музыке.

 

«Веселый хлопок»

Игра на развитие слухового активного внимания, способности к волевому управлению своим поведением. На некое количество хлопков дети должны выполнить определенное движение. Эти движения дети сами могут придумать.

Например, услышав 1 хлопок, топать ногами, 2 хлопка – попрыгать, 3 хлопка – подуть изо всех сил, 4 хлопка – развести руки в стороны. Игра сопровождается музыкой. Если она звучит, дети перемещаются по комнате. После остановки музыки и определенного количества хлопков выполняют заданное движение.

 

«Светофор»

Игра направлена на развитие внимания и, в дальнейшем, на изучение правил дорожного движения. Для игры необходимы красный, зеленый и желтый        кружки        из        цветной        бумаги         или         картона. Дети   становятся   в   круг,   ведущий   с   3   кружками    –    посередине. Затем он дает команды: «Остановились! Приготовились! Пошли!», одновременно поднимая соответствующий кружок. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

 

«Ушки на макушке»

Игра     направлена     на     развитие      слухового      внимания. Встаньте в один угол комнаты, ребенка отошлите в другой. Произнесите шепотом слова или небольшие поручения, например: «Возьми шарик!»,

«Подай карандаш!», «Хлопни в ладоши!» и т. д.

«Забавные зверюшки»

Игра направлена на внимание, учит быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Дети шагают друг за другом. Затем на слово «зайчики», произнесенное ведущим, дети начинают прыгать, а на слово «лошадки» – ударять ногами об пол, как будто копытами лошади, «раки» – пятиться назад,

«птицы» – бегать, раскинув руки в стороны, «аист» – стоять на одной ноге,

«медведь» – показывать движения косолапого медведя и т. д.

«Земля, воздух, вода и огонь»

Игра направлена на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Играющие сидят по кругу. Заранее договоритесь с ними, что, если вы скажите слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, при слове

«воздух» – поднять руки вверх, а при слове «огонь» – произвести вращение кистями рук. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Веселая ярмарка»

Игра направлена на развитие мышления, внимания, быстроту реакции, а также на закрепление знания названий овощей, фруктов, ягод и цветов. Постройте детей в круг. Они будут «продавцами». Руки детей должны находиться за спиной, в руках – мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т. д. Также можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребенок-«покупатель» поворачивается вокруг себя, вытянув вперед руку, наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись, Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей! Стоп!

На последнем слове ребенок останавливается. Тот, на кого указала

«стрелка», спрашивает «покупателя»:

«Что угодно для души? Все товары хороши!» Ведущий «делает заказ»:

«Хочу овощ!» (ягоду, цветок, фрукты и т. д.)

Теперь ребенок, «принявший заказ», должен предложить овощ, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

«Возьми перец», – говорит продавец и протягивает желтый кубик.

«Хамелеон»

Расскажите ребенку, что хамелеон – это ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от цвета места, на котором она находится. Таким образом   она   маскируется,   прячется,   чтобы   ее    не    нашли    враги. Затем задайте малышу вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красной кирпичной крыше, на желтой соломе, на черном камне, на траве? После чего задание можно усложнить, не называя цвет предмета, на котором сидит хамелеон. Например: на соломе, на дереве, на кирпиче, на асфальте и т. д.

 

«Запомни, что увидел!»

Игра направлена на развитие у детей способности смотреть и запоминать увиденное, на активизацию внимания и зрительной памяти. Положите перед ребенком карточку с изображением какой-нибудь фигуры. Он внимательно смотрит на эту фигуру в течение 10 секунд. Затем карточка переворачивается изображением вниз, а на своем листе бумаги ребенок рисует то, что запомнил.

 

«Заколдованный квадрат»

Приготовьте карточки размером 20 х 20 см, разделенные на 4 части. На доске нарисуйте маркером такую же карточку, только большего размера. В образовавшиеся 4 квадрата впишите любые 4 буквы. Дайте ребятам 10 секунд, чтобы они внимательно посмотрели на доску. Затем нарисованное на доске закройте шторкой и попросите детей разложить буквы у себя на карточках в том порядке, в каком смогли запомнить.

Подвижные игры

«Мы летим на самолете»

Для игры приготовьте несколько стульев, поставьте их друг за другом – это будет салон самолета. На передние стулья рассадите игрушки, за ними должен сесть ребенок, взрослый садится позади ребенка, чтобы контролировать правильность выполнения действий.

«Покажи, где у самолета крылья?» (Поднимаем руки в стороны на уровне плеч.)

«Где у самолета пропеллер?» (Вытягиваем обе руки вперед на уровне плеч.)

«Пристегнуться ремнями!» (Выпрямляемся, прижимаем корпус к спинке стула.)

«Посмотри, кто твой попутчик?» (Поворачиваем голову вправо-влево, не запрокидывая и не наклоняя ее, стараемся увидеть, что делается сзади.)

«Внимание, полетели! Держимся крепко!» (Упираемся руками в спинку стула, стоящего впереди.)

«Совершаем посадку! Приземлились!» (Расслабляем корпус, запрокидываем голову назад, затем опускаем на грудь.)

«Идем домой!» (Встаем, шагаем по комнате.)

«Умываемся с дороги!» (Сгибаем руки в локтях, кисти свободно свисают, пальцы вниз, потряхиваем кистями, как бы стряхивая с рук капли воды.)

«Веселые птички»

 

Ребенок стоит в одном углу комнаты. Он – «птица». В другом углу комнаты находится лестница (табурет или стул). По вашему сигналу «Птички улетают!» малыш, раскинув руки – «крылья» – в стороны, бегает по комнате. По сигналу «Буря!» малыш бежит к лестнице (табурету или стулу) и влезает на нее. «Птицы» скрываются от «бури» на «деревьях». Когда вы скажете:

«Буря прекратилась», – малыш должен спуститься с лестницы и снова начать бегать. Во время игры вы должны находиться возле лестницы, чтобы в случае необходимости помочь малышу.

«В лес по грибы»

Расставьте несколько стульев в ряд на расстоянии 50–60 см друг от друга – это «деревья». Чтобы собрать грибы (кубики), ребенок должен пройти по извилистой «лесной» тропинке – обойти один стул справа, другой слева и т. д. На пути есть препятствия – «пни», «кусты» – положите на стулья веревки так, чтобы они провисали, ребенок должен переступать или перепрыгивать через них. Вдруг по дороге встретился «ручей», нужно перейти его по «бревнышку» – положите на пол веревку, пусть ребенок пройдет по ней, стараясь не оступиться. Пора домой! Малыш идет обратно с полной корзинкой «грибов» по уже знакомой дороге (перебегает по бревнышку через ручей, перепрыгивает через пни, бежит по извилистой дороге).

 

«Сторож»

Играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. «Сторож» бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становись за мной!» Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, «сторож» неожиданно кричит: «Ночь!» Все играющие должны как     можно     скорее     лечь,     а     сторож      следит      за      ними. Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.

 

«Пляж»

Можете поиграть в эту игру вместе с ребенком. Для игры понадобятся коврики. Ложимся на коврики, закрываем глаза – «загораем». Ложимся на живот, делаем произвольные движения руками – «барахтаемся в воде». Ходим по «берегу», собираем «камешки» и бросаем их в «воду», поочередно задействуя обе руки. Опускаемся на колени, садимся на пятки. Ударяем ладонями по «воде», затем стряхиваем ее с рук. На носочках бежим по

 

«горячему песку» в «тень». Садимся на коврик, скрещиваем ноги. Отводим руку параллельно полу назад, как можно дальше, корпус и голову поворачиваем за рукой – разгребаем «песок», потом возвращаемся в исходное положение. Спину держим прямо, плечи опущены. Выполняем упражнение в другую сторону. Пересыпаем «песок» из руки в руку.

«Эти забавные животные»

Цапля. Нужно поочередно стоять сначала на правой ноге, затем на левой. Вторая нога поджата, руки выпрямлены за спиной. «Цапля ходит по болоту» – ходить медленно, высоко поднимая колени. «Цапля машет крыльями» – руки выпрямить в стороны, выполнять плавные волнообразные движения руками.

Слон. Встать на четвереньки, ноги и руки выпрямлены, ходить тяжело, как слон.

Пони. Взрослый (кучер) запрягает «пони» – обвязать вокруг пояса ребенка (пони) тесьму или веревку. Натягивает вожжи – «пони» бежит. После бега перейти на шаг, пройтись медленно, затем опять пони быстро скачет по кругу.

Кенгуру. Передние лапы (руки) согнуты в локтях. Подпрыгивать сразу на двух ногах как можно выше и дальше.

Пантера. Опуститься на колени, сесть на пятки. Руки, согнутые в локтях, держать перед собой. «Пантера выпускает когти» – резко поднять кисти и выпрямить пальцы, потом согнуть руки в кулаки. «Пантера готовится к прыжку» – согнуть спину, опустив голову на грудь, затем выпрямить спину и прогнуться.

Обезьянка. Подпрыгивать на месте, перепрыгивать с ноги на ноги. Хлопать в ладоши спереди, сзади, за спиной и перед собой, над головой. Подпрыгивать – ноги врозь-вместе.

«Не опоздай»

Дети делятся на несколько команд (3–4) и встают в круги. Каждый в руках держит цветной флажок (у каждой команды свой цвет флажков). По сигналу они кладут флажки у своих ног и разбегаются по всей комнате (полю), не забегая в круги. По команде «Раз, два, три, в круги скорей беги!» возвращаются на исходные места и поднимают вверх флажки. Побеждает команда, участники которой быстрее займут свои места и поднимут флажки.

 

«Журавли»

Дети берутся за руки и образуют цепочку – «журавлиную стаю».

«Вожак», который выбирается считалочкой, поет или говорит следующие слова: «Журавли, журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп речи, продолжает: «Журавли, журавли, сделайтесь веревочкой». Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все убыстряет шаги вместе с темпом музыки. «Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!» – вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поет дальше: «Змея, сворачивайся в кольцо», «Змея выпрямляйся»   и   т. д. Игра выполняется во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока цепочка не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

 

«Регулировщики»

Дети делятся на команды. Участники команд выстраиваются в колонны. Каждый участник выполняет следующее упражнение: поднимает флажки вверх, затем разводит руки в стороны, опускает вниз, передает стоящему впереди ребенку флажок, хлопает в ладоши. Побеждает команда, которая раньше завершит эстафету.

«Перебежки»

Дети строятся в 2 шеренги (одной шеренге присваивается № 1, другой

  • № 2) в противоположных концах зала. В центре зала кладется разделяющий шнур или канат. По команде ведущего «Раз, два, три, беги!», дети бегут навстречу друг другу до середины зала. Если во время перебежки ведущий дает сигнал «Шеренга № 1», участники шеренги №№ 1 убегают обратно, а участники шеренги № 2 их догоняют. И наоборот.

«Забавный венок»

Игроки договариваются, кто каким будет цветком, и рассаживаются на стулья. Ведущий начинает «плести венок», называя какой-либо цветок. Названный «цветок» берет за руку ведущего и, в свою очередь, называет следующий    цветок.    Дети    бегают    цепочкой,    «собирая     цветы». Когда венок сплетен, все становятся в круг и водят хоровод, проговаривая любые стихи. После слов ведущего «цветы увяли» дети разбегаются по местам. Тот, кто остался без места, продолжает игру, начинает «плести» новый «венок».

 

«Сиамские близнецы»

Игроки делятся на пары. Участники каждой пары встают рядом, берутся за руки, кладут на плечи большой надувной мяч. Задача пары – добежать до указанного места, удерживая мяч головами, и вернуться обратно,                       стараясь               при              этом              не                                      уронить                мяч. Побеждает пара, финишировавшая первой.

«Ручеек»

На полу выкладывается 2 шнурами «ручеек»: один конец узкий (20 см), другой – широкий (около 70 см). Дети по очереди перепрыгивают через

«ручеек»,                  передвигаясь            от         его         узкой                                   части                         к          широкой. Задача участников – перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.

«Вернись в пару»

Играющие разбиваются на пары, берутся за руки. По команде ведущего дети разбегаются. По другому сигналу они должны быстро найти своего товарища и вернуться на исходное место.

«Замри!»

По команде ведущего «Беги!» дети в произвольном порядке двигаются по залу. По команде «Замри!» участники замирают в какой-либо позе (присев, на одной ноге, в шаге). После паузы в несколько секунд ведущий снова командует: «Беги!» Во время паузы ведущий должен следить за тем, чтобы никто не двигался. Тот, кто пошевелится, выбывает из игры.